СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД: ТЕХНИКИ ПОИСКА ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Именно для того, чтобы сделав что-то, не хвататься за голову, и думать «О, а ведь это можно было сделать по-другому – проще, дешевле, эффективнее!» и нужны новые идеи. Творческое мышление позволяет, в том числе, расширить взгляд, позволяя видеть разные варианты решения поставленной задачи. В этом процессе одинаково важны и гибкость мышления, и широта взглядов.
Педагог-психолог, специалист по теме креативных педагогических технологий

Мария Трагель
Мария, педагог-психолог по образованию, работает преподавателем вуза во Владивостоке. Одновременно она изучает современные подходы в педагогике и психологии, при этом пробуя их в реальной жизни на занятиях со своими студентами. Кроме этого, Маша еще занимается с учителями и педагогами, щедро делясь своим опытом креативной педагогики.

Одна из любимых тем Маши – это применение творческих решений в решении психологических, и не только психологических, задач. Этот подход доступен не только специалистам и педагогам, а каждому человеку – родителям и детям, бизнесменам и безработным, и применим практически в любой области – от приготовления обеда до открытия нового завода. Несмотря на то, что творчество часто ассоциируется с чем-то эфемерным, прекрасным, зависящим от полета фантазии и вдохновения, на самом деле это серьезный труд по созданию чего-то нового – картины или музыки, нового образа или новой идеи, чего-то, чего не было раньше, и это может касаться любой сферы деятельности человека.
Зачем нужны новые идеи, ведь есть проверенные способы, хоженые тропки? Для ответа на этот вопрос Маша привела такой пример:
«Я репетировала это выступление перед своим мужем. Он слушал в пол уха, и не хотел делать упражнения, которые я предлагаю. Но все-таки увлекся, и в конце мы с ним придумали идею для него. И он мне сказал: «Ну как же так, где же ты была раньше? Почему я раньше про это не подумал?»
Дело в том, что он организует свое мероприятие, это важное для него событие, и его интересовал вопрос – как привлечь туда людей. И нам пришла в голову такая мысль. У него уже была очень эффектная презентация. Идея была - записать ее на видео, а потом это видео везде распространять. Это экономия времени и средств - не нужно каждый раз людям рассказывать, не нужно писать, а просто сделать рассылку. Но выступление уже прошло, и мы его не записали.»
Именно для того, чтобы сделав что-то, не хвататься за голову, и думать «О, а ведь это можно было сделать по-другому – проще, дешевле, эффективнее!» и нужны новые идеи. Творческое мышление позволяет, в том числе, расширить взгляд, позволяя видеть разные варианты решения поставленной задачи. В этом процессе одинаково важны и гибкость мышления, и широта взглядов.

К сожалению, новые идеи рождаются сами по себе очень редко, можно ждать их годами, да так и не дождаться. Но есть и хорошая новость – существуют специальные методики для их культивирования, техники генерации новых идей, позволяющий делать это, не дожидаясь пресловутого вдохновения. И применяться они могут в самых разных областях человеческой деятельности, поскольку везде нужны какие-то решения, какие-то идеи. В работе с этими техниками могут возникнуть сразу несколько нестандартных решений, и часто все они могут пригодиться.
Нервные клетки – нейроны, отвечающие за работу нашего головного мозга, соединены нейронными связями, и мысли текут по определенным каналам.
Несколько техник, основанных на системе Эдварда де Боно «Формальное творческое мышление», рассмотрим подробно. Казалось бы, творческое мышление не может быть формальным. Но Доктор Де Боно доказал, что может. Появление новых идей он объясняет так. Нервные клетки – нейроны, отвечающие за работу нашего головного мозга, соединены нейронными связями, и мысли текут по определенным каналам. Есть пути, по которым мысль бежит чаще всего, привычные, хоженые тропки, шаблоны.

Большинство людей мыслит шаблонами, это привычно, об этом не задумываешься. Например, на вопрос, как выглядит преподаватель вуза, большинство ответит, что это приятный человек, в строгом костюме, в очках. На самом деле, он может выглядеть как угодно, в том числе, как Маша – хрупкая привлекательная девушка в джинсах.
Когда человек ожидал увидеть одно, а увидел другое, возникает такое явление, как разрыв шаблона. Это происходит, когда размышляя о чем-то, мысль бежит по привычному пути, но в какой-то момент резко сворачивает в сторону. Тут-то и рождаются новые идеи и нестандартные решения.
На этом основаны и шутки – когда ожидаем одно, а получаем другое. В этом случае смех возникает, как реакция на неожиданный поворот событий, когда мысль, идущая по привычному шаблонному пути, вдруг сворачивает на новый маршрут. Это, кстати, объясняет тот факт, что шутка смешна, если слышишь ее впервые. При ее повторении не смешно, так как шаблон уже имеется.

Уйти от шаблонов, мыслить нестандартно можно научиться. Для этого существует система упражнений, тренирующая мозг таким образом, что ему становится проще отойти с проторенного пути и придумать что-то новое. При выполнении упражнений выполняются некие формальные действия, именно поэтому система называется формальное творческое мышление.
Метод случайного входа
Эту технику рекомендуют в тех случаях, когда человек находится в тупике, либо, когда нужны какие-то дополнительные идеи. Например, есть какая-то проблема и долгое время не находится ее решение, или произошла встреча с чем-то совершенно новым, неизведанным и непонятным. Метод хорош тем, что позволяет посмотреть на проблему с нового ракурса, свежим взглядом, и быстро переключиться от волнений и переживаний по поводу затянувшейся кризисной ситуации на творчество.

В его основе лежит способность нашего мозга устанавливать связи между, казалось бы, никак не относящимися друг к другу вещами. В этом случае, выбор новой начальной точки, открывает новый, порой совершенно неожиданный путь для решения задачи. В качестве новой точки входа в проблему метод использует случайные слова.
Например, нужна идея модернизации копировального аппарата, а случайное слово – нос. Казалось бы, какая может быть связь? Наш хитрый мозг тут же выдает ассоциацию – нос – запах. Тогда идея может быть такой – использовать запахи для индикации. Например, замялась бумага, аппарат источает один запах, закончился картридж - другой. И преимущество этой идеи в том, что запахи разносятся далеко, их можно легко почувствовать, кроме того, это можно использовать для разных типов приборов, а не только для копировальных аппаратов.
Чтобы воспользоваться методом, нужно:
Выбрать область, в которой требуется получить новую идею, какое-то явление или действие.
Выбрать случайное слово, для этого достаточно в любой текст – не важно в какой - ткнуть наугад пальцем, и найти ближайшее существительное.
Найти связь между областью, в которой требуется получить новую идею, и этим случайным словом, как в примере с копировальным аппаратом – как через нос перейти к копировальным аппаратам.
Главное – просто дать свободу фантазии, а потом уже думать, как извлечь из этого разумное зерно.
Поначалу может показаться (и скорее всего, так и будет), что связи нет никакой, и выбранное слово помочь ничем не сможет. Не нужно волноваться, главное – просто дать свободу фантазии, а потом уже думать, как извлечь из этого разумное зерно. Пусть идея будет сумасшедшей, ведь именно из таких рождаются самые нестандартные и интересные решения. «Подходящее» слово, с очевидными взаимосвязями, наоборот, столкнет на путь шаблонов и штампов.

Суть метода не в том, чтобы сразу что-то решить, важнее посмотреть на проблему с неожиданного угла, поменять свою точку зрения. Если это получается, значит, творческое мышление начало работать.
Выдвижение провокационных идей
Эта техника основана на том, что мы придумываем новую идею на основе уже существующего, общеизвестного факта, искажая его самым необычным образом. Замечено, что часто новые эффективные решения возникают, если допущена какая-то ошибка. В технике выдвижения провокационных идей мы сами сознательно создаем эту ошибку, и, как бы абсурдно это не казалось, результат может быть потрясающим и очень нестандартным. Недаром эту техники наиболее часто используют в традиционно креативных индустриях – рекламе и шоу-бизнесе.
В качестве примера использования этой техники может послужить роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», хотя на самом деле неизвестно, пользовался ли ей автор. На первый взгляд, книга написана в жанре детектива – там есть и убийство, и расследование. Но существует принципиальная разница романа с детективом – в «Парфюмере» убийца известен сразу, а в традиционных детективах раскрытие преступления происходит на последних страницах. Патрик Зюскинд, взяв определенный классический жанр, и, изменив в нем привычный порядок следования событий, написал увлекательное и оригинальное произведение.
Работа с техникой выдвижения провокационных идей состоит в следующем.

Так же как в предыдущей технике нужно выбрать предмет или явление, которые нас интересуют, и перечислить их признаки по пунктам. Признаков можно выбрать немного, достаточно 3-5, первые, которые приходят на ум. Например, как в случае детектива – жанр детектива предполагает, что убийца известен в конце, сначала идет расследование, а потом раскрытие преступления.

На следующем этапе нужно создать провокацию, каким-либо образом изменив уже существующие признаки. Это можно сделать несколькими способами:
Отстранение
Отстранение очевидного, естественного признака. Можно взять любой признак из списка, и подумать, какие идеи могут возникнуть, если его не будет. И после этого постараться выудить какое-то разумное зерно в этом отстранении и придумать какую-то здравую идею. Вполне вероятно, что сразу ничего не получится, возникающие идеи будут казаться невыполнимыми, но главное – посмотреть на ситуацию под другим углом
Говорят, таким образом возникла идея Антикафе – кафе, где все бесплатно, за исключением проведенного там времени. Одно из свойств любого ресторана или кафе – посетители должны оплачивать еду. Если отстраниться от этого, то возникает идея кафе, где за еду не платят. Но ведь его хозяин должен на чем-то зарабатывать и получать деньги. В данном случае была придумана альтернатива – что платят не за еду, а за проведенное там время. Кстати, первое Антикафе было открыто в 2010 году в России, сейчас Антикафе пользуются большой популярностью у молодежи и открываются не только в России.
Так возникла идея Антикафе – кафе, где все бесплатно, за исключением проведенного там времени.
Превращение признака в его противоположность, «вывернуть наизнанку» очевидный, естественный признак, и посмотреть, что может из этого получиться.

Например, есть признак ресторана – в ресторане есть меню. В случае отстранения, получилось бы, что меню нет. Если же использовать метод превращения признака в его противоположность, то будет – в меню есть ресторан. На основе этого высказывания можно придумать идею кулинарного тура - например, фирма владеет сетью ресторанов, они все разные, клиенту дают меню, в котором перечислены все эти рестораны. И он выбирает, куда он поедет. Получается, что мы выбираем не из списка блюд, а из списка ресторанов!
Преувеличение или преуменьшение какой-либо количественной характеристики за пределы допустимого диапазона – провокация, которая вынуждает перейти от нее к какой-либо альтернативной идее в виду невозможности реализации идеи с параметрами, выходящими за возможный их предел.

Пример использования метода преувеличения – в норме у полицейского 2 глаза. Предположим, что у полицейского 6 глаз. На основе этого родилась идея заменить одного полицейского народными дружинами из нескольких человек.
Техника выдвижения провокационных идей позволяет не только придумать какие-то новые идеи на основе того, что уже широко известно, но и рассмотреть ситуацию с разных сторон. Например, таким образом можно решить с детьми проблему уборки или мытья посуды. Что будет, если никто никогда не убирается и не моет посуду вообще? Скорее всего, ребенок это ярко представит, и вряд ли ему это понравится. Это ему поможет легче понять, зачем нужна уборка.

Использование данной техники очень хорошо работает при изучении какой-либо учебной темы. Например, на истории – что было бы, если бы то или иное событие не произошло? Или в биологии – что было бы, если бы растений было намного больше, чем сейчас?
Это активирует воображение, учит мыслить нестандартно и ассоциативно, и позволяет рассмотреть ситуацию с разных ракурсов.
Это активирует воображение, учит мыслить нестандартно и ассоциативно, и позволяет рассмотреть ситуацию с разных ракурсов. Кроме того, материал легче усваивается и запоминается. Подобное изучение через моделирование (а что было бы, если бы этого не было, или было не таким?) позволяет пробудить интерес ребенка к предмету, и может с успехом использоваться как учителями, так и родителями.

Предложенные техники можно использовать и в обычной, повседневной жизни для решения мелких бытовых проблем, например, если скучно, или муж или дети не хотят участвовать в домашних делах. Даже к таким пустяковым проблемам можно подойти творчески, и превратить рутинную работу в занимательный процесс. Например:
«Я иногда не знаю, что приготовить, уже то и другое готовила, все надоело, и вообще не знаю, что бы я хотела. И тут я вспомнила метод случайного слова, взяла первую попавшуюся книгу, ткнула пальцем, попала на слово «марионетка». Как могут быть связаны марионетка и еда?! Я стала думать – марионетка состоит из сегментов, а, точно! Можно приготовить сосиски! Сосиски тоже сегментами, да, я бы хотела сосиски!»
Человек, находящийся в состоянии стресса, когда творческое мышление на нуле, может с помощью творчества переключиться на созидательные идеи, уйти от зацикленности на своей проблеме, и, возможно, разрешить ее самым неожиданным образом, взглянув на ситуацию с разных сторон. Это можно использовать практикующим специалистам в работе с клиентами, длительно находящихся в стрессовом состоянии.

Техник генерации новых идей существует огромное количество, доктор Де Боно предлагает в своей книге целую коллекцию. По его мнению, творчество доступно всем. Для этого не обязательно сидеть и ждать вдохновения или обладать какими-то сверхспособностями. Если освоить предложенные техники, то новые идеи возникнут, независимо от капризов Музы и интуиции.
Но какими бы прекрасными не были идеи, полученные с помощью тех или иных техник, они по своей сути остаются только возможностями, если их не реализовать. Поэтому следующим шагом будет процесс претворения их в реальность, применение на практике.